О наследовании в бизнесе, мотивации топ-менеджеров и ресурсности компании
На эти темы резиденты Клуба, посетившие Дни молодого промышленника в Москве, общались с Сергеем Ивановым, совладельцем и исполнительным директором ГК «ЭФКО».
ЭФКО – крупнейший производитель продуктов питания в России, выпускает продукты торговой марки «Слобода». А также пример, как небольшое начинание группы людей в городке Алексеевка Белгородской области – «крестьянская компания из Алексеевки» – превратилось в мощный бизнес. 20 тысяч сотрудников, 19 заводов, годовая выручка 280 млрд руб., половина выручки – от экспорта в 50 стран.
«О нас можно рассказывать языком цифр, – говорит Сергей Иванов, – но компания на самом деле – это система смыслов и идей, которые не изменялись 30 лет».
Председатель Клуба молодых промышленников Антон Ковалев и совладелец и исполнительный директор ГК «ЭФКО» Сергей Иванов
«Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин — каждый дюжий ему господин, и даже слабые, если двое», – он цитирует Маяковского и рассказывает: основной принцип в ЭФКО — равенство и совместное служение компании. У акционеров нет контрольного пакета: максимальная доля у первого лица 28%, минимальный пакет 3%. Совет директоров голосует, только если вопрос касается выживания компании. В остальных случаях решение должно быть единым, все должны сказать: «Я согласен». Каждый акционер обязательно работает в компании и отвечает за свое направление, где он эксперт.
«Силу можно черпать извне и изнутри. У каждого должно быть право стать сильнее. И у вас она растет, когда вы другим даёте права в лифтах наверх подниматься. Я начальник – ты дурак, – так бизнес долго не работает».
Собор – так в ЭФКО называют фактор устойчивости этой системы. В философию компании в последующие годы гармонично легло православие, одним из поборников которого стал сам Иванов: «Это ни капельки не изменило наш культурный код. Мы стали больше рассказывать о русском культурном коде – как пробуждать силу в человеке и блокировать его слабости».
Наследование стало отдельным вопросом. «У нас акции не передаются детям. Если уходишь из компании, семья получает деньги, а акции переходят к очередному акционеру. Акционерство – это эквивалент статуса высшего менеджмента. Если сотрудник в компетенциях вырос, он получает акции. В 18-20-летних ребятах стараемся разглядеть будущих акционеров. Акционерами могут стать и наши дети, которых мы очень любим и всегда стараемся интегрировать в компанию. Дети учатся в России. Компания существует до тех пор, пока она способна готовить будущих акционеров».
Доход вкладывают не в яхты и виллы за границей, а в инвестпроекты, научный городок, лаборатории, высадку деревьев, горнолыжный центр… Пять из восьми нынешних акционеров живут в Алексеевке, не имея квартир в Москве.
«Бизнес должен быть социально полезен, тогда он устойчив».
В заключении поговорили о ресурсности компании. Это баланс шести ресурсов:
эмоции руководства,
интеллектуальный ресурс (образованность, доступ к науке),
связи,
сила воли (способность коллектива преодолевать трудности),
выстроенность бизнес-процессов
и шестое – материальный ресурс.
А кредитами, кстати, ЭФКО всегда пользуется, ведь это самый эффективный инструмент мотивации что-то делать.
Напутствие Сергея Иванова молодым промышленникам: уже сегодня строить бизнес-процессы, как если бы у вас была крупная компания, всегда создавать свою систему координат на уровень выше.
Клуб приглашает на свои встречи руководителей крупного бизнеса. Если хотите быть с нами, заполните заявку на сайте или в ВК Клуба!